О вредном копирайте и новых игрушках

Валерий Пущин, «1С»

Итак, сегодня речь вновь пойдет о копирайте. Попробуем порассуждать, заслуживает ли он нашего уважения или в цифровую эпоху самое место ему — на свалке. Значение слова «копирайт», думается, никому объяснять не надо, но все же сделаем ремарку. Поскольку речь пойдет об авторском праве, полезно напомнить, что возникло оно в Англии приблизительно в XVIII в. и рассматривалось тогда как исключительное право на копирование, то есть запрет воспроизводить книги (в те времена речь, понятно, шла только о книжной продукции) кому бы то ни было без разрешения правообладателя.

Для чего было вводить такое ограничение?

В России, например, до 1771 года вообще существовала государственная монополия на книгоиздательское дело. У наших императоров и императриц мотивировка была вполне определенная: «дабы казенным типографиям в доходах их подрыву не было». Понятно, что установление монополии одного лица на тиражирование произведения изначально преследовало цели защиты его экономических интересов. Правообладатель как предприниматель облачает произведение в форму товара и предлагает его на рынке в расчете окупить затраты и получить некую прибыль. Спрашивается, какое всем остальным дело до прибыли правообладателя и почему они должны подчиняться его монополии?

Любой потребитель, как известно, голосует кошельком и вполне естественно стремится заполучить побольше, затратив поменьше. Но все это справедливо до тех пор, пока его желание сэкономить не нарушает законные интересы продавца, и эквивалентный обмен не превращается в банальную кражу. Она [кража] хоть и чрезвычайно выгодна в плане экономии, но, как правило, сурово наказуема. Воровство осуждается с древности, а вот санкции за кражу интеллектуальных продуктов вошли в законодательство различных стран всего несколько веков назад.

В Интернете, по этому поводу, вовсю трубит голос «общественности», твердящей о попрании искусственным копирайтом естественной свободы литературного, художественного, научного творчества, наложении препятствий на пути информации и свободного распространения знаний «в целях всеобщего прогресса». Анализируя новейшее законодательство, а также громкие судебные процессы последних года-двух, в частности, инициированные в США, так называемые либертарианцы утверждают, что "крохотную тележку «защиты копирайта» пытаются запрячь впереди огромной лошади человеческой коммуникации" (Р. Столмен).

Однако, необходимо уточнить о чьей свободе творчества тут идет речь и почему, собственно, о свободе творчества размышляет не сам творец, а некие борцы за свободу. Любой правообладатель, будь-то автор или издатель, занимающийся доведением произведения до публики, очевидно, приносят нечто новое в мир, без них об этом «нечто» вообще никто бы не узнал. Вклад же «борцов» в дело прогресса не очевиден.

И все же, справедливы ли притязания обладателей авторских прав? Вполне, и вот почему. Реализуя свою авторскую монополию, правообладатель не ущемляет интересы общества, а, наоборот, предоставляет всем желающим возможность ознакомиться с неким нововведением (выражая, кстати, добрую волю, ведь делиться достигнутым результатом с кем-либо он не обязан). А вот как оправдать нападки этих самых желающих — они ведь постоянно хотят получать все самое новое, прогрессивное и по возможности без затрат на адекватное возмещение творцу — непонятно.

У нас в Конституции, если кто ее не читал, записано важное положение о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей для не запрещенной законом экономической деятельности. Здраво рассуждающий субъект, решивший на свой страх и риск заняться этой экономической деятельностью, в частности, в сфере софтостроения, прекрасно понимает, что любые исследования и разработки могут окупиться только в случае включения их в коммерческий оборот. И ясно, что без гарантий возврата вложений невозможно обеспечить финансирование какого-либо серьезного проекта, в частности получить что-либо от инвесторов. Так вот, с тех пор как процесс тиражирования произведений был поставлен на промышленную основу, единственной гарантией для производителей, а также способом сдерживания аппетитов потребителей их интеллектуальных продуктов и является копирайт. И чем более высокого уровня достигают технологии тиражирования, тем более сложно становится поддерживать этот баланс.

Представители фирм-разработчиков о компьютерном пиратстве
по материалам журнала Gameland Online):
Fishtank Interactive: «Это происходит везде и это уничтожает наш бизнес. Особенно пиратство сказывается на небольших компаниях вроде нашей. Странно, почему люди, занимающиеся пиратством, и те, кто скачивает или покупает ворованные игры, не понимают, что разрушают свое собственное хобби, препятствуя выходу новых, более качественных игр».

Но это все слишком общие рассуждения. Вернемся из далекого 18-го века в наш 21-й, от книг к более современному контенту. Попытаемся в самом общем виде представить себе технологию разработки программного обеспечения, а именно ее экономическую составляющую. Ведь не секрет, что до сих пор популярна мысль, что поскольку интеллектуальный продукт нематериален, то если кто-то решает, скажем так, «позаимствовать его без спросу», то от хозяев не убудет. К сожалению, убудет и постоянно убывает. Иначе не бежали бы наши молодые программисты на Запад, где к чужому труду относятся более уважительно и где за него привыкли платить.

Софт, каким бы нематериальным объектом он не считался, всегда имеет вполне определенную стоимость. При этом существуют различия в механизме финансирования разработки программ, создаваемых на заказ, и так называемого коробочного софта, который пишут под массового пользователя с расчетом продать больше одной копии (к этой группе можно отнести и шароварщиков, выкладывающих свои творения в Интернет).

Схемы ценообразования на продукты программистов, пишущих под заказ выглядят предельно просто. Профессионал устанавливает цену на разработку в зависимости от сложности проекта, его рассуждения сводятся большей частью к подсчету времени, которое уйдет у него на написание и отладку заказанной программы. Клиент после непродолжительных торгов вносит предоплату и работа начинается. Даже в самых экономически запущенных регионах нормальная разработка, т.е. работоспособный инструмент, обеспечивающий решение определенной задачи клиента, стоит в среднем не менее $100, а если речь идет о почасовой оплате, как, например, в случае с программистами, настраивающими всевозможные бухгалтерские программы, — не менее $6—8 в час. Программы, написанные на заказ, поскольку они заточены под нужды конкретного клиента, почти не воруют.

Команда, создающая коробочный софт, в частности — игры, по схеме предоплаты работать, увы, не может. Особенность деятельности софтверной фирмы в том, что она не получает заветного аванса, т.е. как и производитель обычных «железных» товаров, вынуждена сначала затратить значительные финансы и время, а потом уже ожидать отдачи от своего продукта. По большому счету, программа ничем принципиально не отличается от традиционного промышленного товара. Программному продукту присуща вполне конкретная себестоимость разработки и продвижения. Она, как и при производстве обычного товара, складывается из условно-постоянных (наиболее значимая часть для программы) и переменных издержек (стоимость носителей, например). Для каждой софтверной фирмы существует также своя точка рентабельности, ниже уровня которой выпуск продукции убыточен, а финансировать новые проекты становится не из чего — в этом случае возможность присутствия такой фирмы на рынке вообще ставится под вопрос.

По определению, деловые программы (учетные системы, тяжелые офисные пакеты, серверное ПО) вообще не должны интересовать домохозяек, школьников и прочие категории массовых пользователей; рынок этот — корпоративный, расходы и доходы там, в принципе, не могут быть привязаны к каким-то показателям типа прожиточного минимума или средней зарплаты шахтера по региону. С другой стороны, трудно поверить, что руководитель фирмы, закупающий для офиса компьютеры и оргтехнику и выкладывающий при этом несколько тысяч долларов, не может найти несколько сотен на так необходимое для работы его предприятия ПО.

Иное дело — рынок домашнего ПО. Тут производители вынуждены ориентироваться на платежеспособный спрос. Игры, обучающие программы имеют более широкий круг покупателей, поэтому и тиражность их выше, что позволяет снижать себестоимость за счет распыления условно-постоянных издержек. Но как, скажите, повышать тиражность, если рынок забит ворованной продукцией!?

Как не ошибиться, приобретая диск с игрой:
  • лицензионный диск снабжен качественным цветным вкладышем, отпечатанным с двух сторон
  • на упаковке указываются координаты разработчика и/или издателя
  • присутствует регистрационная анкета с уникальным номером и адресом/телефоном службы технической поддержки
  • пластиковая коробочка запаяна в целлофан или опечатана фирменной голографической наклейкой
Дополнительная информация о внешних признаках лицензионных программных продуктов доступна в разделе Комплектация лицензионного ПО

Мало кто из нас решается приобрести ворованный мобильник или машину неизвестного происхождения с «перебитыми» номерами (хотя и то другое может сэкономить порой некоторую сумму). А вот скупать и пользоваться ворованным софтом считается у нас, к сожалению, обычным делом. Мы с гордостью пользуемся им сами, приучаем своих детей и, что самое интересное, придумываем для этого все более благородные оправдания: от страшилок о грозных корпорациях, намеревающихся с помощью копирайта установить мировое господство, до баек об угрозах технологическому прогрессу вследствие запрета на неограниченное копирование.

Пиратский бизнес абсолютно ничем не отличается от бизнеса связанного с ворованными мобильниками или машинами, зачастую он даже намного масштабней. Все привыкли твердить о небывалом разгуле преступности, но одновременно мы, как бы не замечая этого, сами же и финансируем криминальные группировки, охотно приобретая ворованный софт. Куда потом идут эти деньги? Уж поверьте, не на разработку новых игрушек.

По оценкам экспертов, доля легальной продукции у нас все же понемногу возрастает, особенно это заметно в крупных городах. Немалая заслуга в этом и отечественных производителей игр, которые при ценах, сравнимых со стоимостью пиратских дисков, стали выпускать качественную продукцию мирового уровня. Есть надежда, что в будущем мы более осознанно будем походить к выбору: кому, а главное — за что платить.

Возврат к списку