Влияние «пиратства» на развитие рынка образовательного ПО

Джавад Аветисян, директор компании «Мультимедиа технологии и дистанционное обучение» (ММТИДО)

Становление пиратского рынка в середине 90-х годов

До 1998 г., на фоне довольно дорогих мультимедийных обучающих программ (МОП), упакованных в большие, красивые коробки, динамично, если не сказать буйно, развивался "пиратский", рынок. Любая обучающая программа, которая появлялась на лицензионном рынке, сразу попадала на пиратские лотки. Без указания производителя, иногда с измененным названием. Все диски, независимо от сложности, эффективности, цены лицензионного продукта и других характеристик, предлагались по одной цене — 30 рублей (или 6 долл.).

Лицензионное образовательное ПО стоило достаточно дорого — от 30 долл. и выше. Высокая цена на эти продукты была вынужденной мерой — только такими ценами, при небольших по объему продажах, можно было "отбить" затраты на разработку. Кроме того, цены оставались высокими еще и по той причине, что ПО можно было выставлять только в дорогих и престижных компьютерных салонах, расположенных, как правило, в центре Москвы. О регионах тогда речь и не шла — весь лицензионный рынок образовательного ПО был сконцентрирован в Москве. Разность в цене 6 долл. у пиратов и 30 и более долл. в салонах оставляло разработчикам ПО очень тонкий слой покупателей, которые предпочитали не связываться с продукцией сомнительного качества и с отсутствующей линией поддержки. Как результат, все компании-разработчики не имели больших прибылей и не могли вкладываться в свое развитие — всю прибыль забирали пираты.

Довольно быстро стало ясно, что, если снизить цены, обороты заметно вырастут. Но через небольшое количество салонов обеспечить большие объемы продаж в принципе невозможно. И, наоборот, к этому времени была сформирована огромная сеть торговых точек на "Горбушке", Митинском и др. радиорынках, а также во всех переходах метрополитена. Несколько тысяч лотков ежедневно без выходных с 9 до 20 часов предлагали CD-ROM.

Однако разработчики в принципе не могли конкурировать с пиратами. Надо пояснить, что пиратов было всего несколько человек — это были крупные "игроки", которые заказывали диски в Китае (позже в Болгарии, в Украине) сотнями тысяч в неделю. А вот пиратские торговые точки обслуживали студенты-технари или потерявшие работу молодые инженеры, программисты и т.д. Пираты получали сверхприбыли, тратясь только на тиражирование дисков, причем в черную, без налогов, а разработчикам надо было "отбить" стоимость разработки. Кроме того, тиражирование им обходились намного дешевле, т.к. они заказывали огромные объемы, несоизмеримые с возможными заказами отдельно взятого разработчика ПО. И, — главное, — всяческие "крыши" просто не подпустили бы "чужого" к этому лакомому "пирогу".

Или надо было самому стать пиратом, или довольствоваться малым — на энтузиазме и с верой в будущее разрабатывать МОП. Именно поэтому, компании-разработчики мультимедийного образовательного ПО развивались медленно. Несмотря на развитие парка ПК, предложение на рынке образовательного ПО всегда отставало. Это особенно болезненно отражается на развитии информатизации образования в настоящее время, т.к. оснащенность ПК, его доступность (низкая стоимость) вышла на новый качественный уровень. Процесс формирования коллективов разработчиков, создание инструментальных средств для разработки ПО — процесс инерционный.

Как результат, на рынке практически нет образовательных программ, соответствующих современным требованиям и стандартам образования. И это несмотря на то, что абсолютно большинство студентов и почти половина старших школьников в крупных городах РФ уже дома имеют ПК. На наш взгляд низкие темпы информатизации образования в РФ обусловлены, в первую очередь, отсутствием мультимедийных учебников, соответствующих принятым образовательным стандартам, вписывающихся в учебную программу и пригодных для использования в образовательных учреждениях. Редкие примеры использования в учебном процессе компьютерных обучающих программ — это исключения, только подтверждающие правило.

С удовлетворением надо признать, что за последние 2 года уровень пиратства значительно снизился. Во всяком случае, в области образовательного ПО в Москве практически невозможно встретить пиратские версии продукции отечественных разработчиков. Впрочем, пиратские диски очень широко представлены в регионах РФ — южные области РФ, Урал, Сибирь, а также в Украине и Белоруссии.

Кризис 1998 г. очень сильно повлиял на развитие компаний-разработчиков ПО. Многие из них в докризисный период, когда сложился весьма благоприятный в финансовом отношении климат, стали динамично развиваться. У населения появились деньги в большом количестве. Компании и просто граждане, имеющие дома ПК, охотно приобретали дорогое лицензионное ПО. Мало кто из разработчиков понимал, что эта растущая финансовая пирамида рухнет и погребет под собой много компаний.

Случилось то, что не могло не случиться — наступил август 1998 г. Впрочем, уже в апреле-мае были заметны признаки кризиса. Многие банки, компании, особенно западные, перестали платить большие зарплаты своим сотрудникам и стали выводить свои активы, освобождались от складских запасов. Уже начиная с апреля-мая резко упала платежеспособность москвичей, особенно в таком секторе, как дорогое лицензионное ПО. Большая часть активного населения решила отложить свои затраты на приобретение программ, даже недорогих, а остальные "пошли" на "Горбушку" и "Митино".

Разработчики ждали, когда пройдет такое необычное, "холодное" лето 98-го и наступит традиционный августовский подъем продаж образовательного ПО. Август наступил — 17 августа 1998 г. Сразу стало ясно, что получить деньги за продукцию, выданную партнерам — торгующим организациям не получится. Сгорели не только вклады населения, но и деньги на счетах коммерческих банков. И это были еще "цветочки".

Чуть позже открылась более страшная для разработчиков истина, по сравнению с которой "сгоревшие" счета — это мелочь второго порядка. Стало ясно, что у населения нет и в ближайшее, обозримое время не будет денег на приобретение образовательного ПО. Дай Бог прожить, просуществовать. Это означало, что сгорят огромные деньги, вложенные в уже созданный продукт, т.к. пока экономика восстановится, созданное ПО морально устареет, станет неадекватным быстро развивающемуся парку ПК. Все точно так и произошло.

Компании-разработчики ПО потеряли все — и сданную на реализацию продукцию и все, что было вложено в разработку нового ПО, которое так и осталось невостребованным. В других областях бизнеса кризис не так катастрофично отразился на деятельности компаний. Например, строительные компании, у которых также "отпали" клиенты, через 2—3 года все-таки вернули свои затраты — цена на недвижимость восстановилась, а туристические компании сдали арендуемые офисы и на 2—3 года заморозили свою деятельность.

Потери софтверного рынка оказались серьезными. Ушли с рынка такие, казалось крепкие мультимедийные компании, как "Медиа-механикс", "Электротех-мультимедиа", "Ньюком" и др.

Современный рынок образовательного мультимедиа ПО

После экономического кризиса 1998 г. мультимедиа-рынок стал восстанавливаться с оживления спроса на недорогое ПО. Этот спрос мог быть обеспечен на тех "торговых площадках", где доминировали пираты: на радиорынках и на сотнях и сотнях стихийно появляющихся и пропадающих столиков у станций метро и при крупных вузах. Назовем это сектор торговли "джевльном" рынком, т.к. вся продукция там предлагается в виде всем нам знакомом — пластиковых коробках (Jewel Box). Все производители образовательного ПО вынуждены были перейти в новую ценовую нишу, где розничная цена дисков установилась в районе 3 долл. Но для выживания в этой нише компаниям-разработчикам предстояло вытеснить пиратов с развернутых по всей Москве торговых площадок…

На этом же этапе произошло расслоение в среде разработчиков МОП в векторе "издатель (дистрибутор) образовательных CD-ROM" — "разработчик МОП". Дистрибуторы, конечно же, заняли доминирующее положение по отношению к чистым разработчикам, которые во многом зависят от доступа к рынку через торговые сети "старших" партнеров-дистрибуторов. В целом, на рынке укрепили свои позиции несколько компаний, которые специализируются в издании или дистрибуции программного обеспечения.

Вот список компаний, специализирующихся на дистрибуции мультимедиа ПО:

  • "1С:Мультимеда" (www.1c.ru)
  • "Акелла" (www.akella.ru)
  • "Бука" (www.buka.ru)
  • "ИДДК" (www.iddk.ru)
  • "Медиа 2000" (www.media2000.ru)
  • "Новый Диск" (www.nd.ru)
  • "Руссобит" (www.rbit.ru)
  • "Равновесие-Медиа" (www.arbt.ru)

В ассортименте этих компаний несколько тысяч наименований ПО, абсолютное большинство из которых, — это игры, музыка, развлечение. Непосредственно обучающих в этом списке не более сотни, а также несколько десятков справочных и энциклопедических изданий. К сожалению, значительная часть из этих образовательных изданий с большой натяжкой можно назвать мультимедийными.

Большинство других заметных на рынке компаний, специализирующихся в разработке МОП, являются клиентами этих дистрибуторов. Вот список наиболее известных разработчиков МОП:

  • "Генезис Знаний" (Самара)
  • "ДОС" (Калуга)

И Московские фирмы:

  • "Дрофа" (дочерняя структура издательства Дрофа)
  • "ИстраСофт"
  • "КлиоСофт"
  • "Кордис и Медиа"
  • "Лаборатория систем мультимедиа Марийского ГТУ"
  • "Магнамедиа"
  • "МедиаХаус"
  • "Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение"
  • "Ньюком"
  • "Просвещение-Медиа" (дочерняя структура издательства Просвещение
  • "РМЦ" / "Инфостудия ЭКОН"
  • "УНИАР"
  • "Физикон"

Особняком стоит компания "Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение" (ММТиДО), которая, имея наиболее большой список МОП, строит свою сеть дистрибуции также и через книготорговую систему.

С сожалением приходится констатировать, что "чистые" разработчики все больше и больше уступают свои позиции разработчикам-дистрибуторам. Но в этом есть и положительный аспект, связанный с тем, что "зверинец" программ с разным интерфейсом, с разными методиками (не всегда удачными) просто невозможно "переваривать" рядовому пользователю. Как и при естественном отборе, должны выживать наиболее эффективные, качественные виды МОП.

Высока вероятность того, что этот процесс пойдет путем поглощения рынка МОП книготорговым рынком. Напомним, что, весь книготорговый рынок России оценивается в 1—1,5 млрд. долл. в год, при темпах роста 10—15% в год ("Коммерсант" от 11 августа 2004 г.), а рынок мультимедиа, с учетом пиратского, оценивается примерно в 20 млн. долл. в год при росте продаж 70—90 %. Например, самый крупный дистрибутор российского рынка "1С:Мультимедиа" в 2003 г. продал 6 млн. копий игр и обучающих программ на общую сумму 12 млн. долл. (CRN/RE от 2 августа 2004 г.). Если учесть, что игры составляют две трети номенклатуры домашнего ПО, то становится очевидным, что оборот сектора образовательного софта составляет примерно 4 млн. долл. в год.

Цены и рынки

До лета 2004 г. оптовая цена практически всех МОП на джевльном рынке составляла 1.5 долл., а розничная цена составляла примерно 3 долл. В настоящее время все дистрибуторы согласовано подняли оптовую цену до 1,7—1,8 долл., а цена в рознице стала в районе 4 долл.

До этого поднятия цен с каждой проданной копии программы разработчик получал 0.5 долл. и дистрибутор оставлял себе 0.5 долл. Оставшиеся 0.5 долл. составляли стоимость тиражирования. После поднятия цен можно было ожидать, что разработчик МОП станет получать 0,6—0,65 долл. с каждой копии.

Сегодняшний российский мультимедийный рынок несет на себе "родимые пятна" пиратской "культуры":

  1. Низкие цены, сложившейся в условиях "пиратской культуры": 100—120 рублей независимо от качества, сложности и содержания МОП.
  2. Слабая, по сравнению с книготорговой, сеть розничных продавцов, на которую могли бы опираться дистрибуторы. А книжные магазины и супермаркеты только-только начинают осваиваться дистрибуторами ПО.
  3. Товары на розничных площадках не структурированы по темам и дисциплинам. Вся продукция — игры, МПЕГ-фильмы, МП3-музыка, эротика и МОП — представлены на столиках (или на стеллажах) вперемешку. Трудно увидеть и, тем более выбрать среди нескольких предложений.
  4. Впрочем, и предложений немного, т.к. такая форма организации продаж не может "переварить" разнообразные МОП близкого направления. Продавцам просто негде выставить большое разнообразие МОП.
  5. Ограниченное предложение производителям МОП по дистрибуции их продукции, как по количеству дистрибуторов, так и по их возможностям представлять МОП по всей России. Можно вспомнить только 5—6 крупных дистрибуторов мультимедийной продукции.
  6. Сконцентрированность на московском рынке. Регионы при этом находятся "на голодном пайке", несмотря на то, что нынешнее распределение компьютеров по линии Москва-Россия находится в соотношении 1:4.

Как общий результат — минимальные возможности окупить проекты по созданию современных, сложных и насыщенных мультимедиа МОП.

Участникам джевльного рынка известно, что продавать продукт в объеме 10 тысяч копий в год — это очень хороший результат. При коротком жизненном цикле программных продуктов (в т.ч. и МОП), который составляет 2, максимум 3 года, прибыль, на которую можно рассчитывать даже при новой цене, составит 12—15 тыс. долл.

Не удивительно, что большинство разработчиков МОП идут путем упрощения МОП, минимизации общего объема данных и в первую очередь, наиболее дорогостоящих с точки зрения создания мультимедийных данных — видео, анимации, графики, звука. В результате на рынке доминируют МОП, в которых основное содержание представляется в текстовом виде, а небольшие вставки графики и звука создают видимость мультимедиа.

Низкая прибыль с трудом может окупить дорогостоящие мультимедийные проекты. Ведь для создания таких проектов необходимо привлекать дорогостоящих специалистов — программистов, дизайнеров, кино и звукооператоров и, главное, авторов-предметников. Если умозрительно сравнить материал, который должен быть получен на выходе при создании МОП с созданием даже качественных, хорошо иллюстрированных учебников, то становится ясно, насколько больше затрат потребуется для электронной "книги".

В этом смысле интересен особый подход компании "ММТиДО", которая вышла на со своей продукцией на книготорговый рынок. Для этого компания представила свою продукцию в более понятной для книготорговли форме — в виде книги с вложенным в нее CD-ROM. При этом и цены были установлены адекватными ожиданиям системы книготорговли. Благодаря наличию книги, МОП попадает в свою нишу на прекрасно структурированных полках книжного магазина. Покупатель может прочесть в книге информацию об особенностях обучающей программы, записанной на вложенных CD-ROM. Т.е. ему не приходится покупать "кота в мешке".

Кто виноват и что делать?

Можно констатировать, что рынок МОП неразвит. Рынок неразвит, потому, что во многом деформирован сложившейся многолетней "пиратской" практикой. Эта практика подпитывалась нашей ментальностью — готовностью покупать дешевый, но заведомо украденный продукт. Рядового покупателя можно понять и простить, но такая либеральность недопустима со стороны государства, которое обязано видеть перспективы и охранять производителя МОП от такого уничтожения.

Сложилась парадоксальная ситуация. Многие годы все мы "плакали", что мы бедные, что нет компьютеров, что мы отстаем и т.д. И не заметили, что компьютеров у нас стало уже достаточно — более десятка миллионов, а по прогнозам аналитиков в 2004 год население приобретет еще более 2 млн. ПК. Общее количество домашних ПК по оценкам разных источников составляет от 7 до 10 млн. Т.е. столько семей имеют компьютеры.

Наверно еще столько же компьютеров могло бы быть куплено родителями для своих детей и студентами, если бы в этом была реальная необходимость. А такой необходимости нет, по той причине, что нет настоящих, эффективных обучающих программ. Сегодня практически все студенты, их по статистике 3.5 млн., имеют компьютеры. И в Москве и в не очень обеспеченных регионах. Все преподаватели требуют приносить рефераты и письменные работы, подготовленные на компьютерах. Формально для этого имеются классы, но все знают, что их недостаточно, а у студентов есть свои собственные ПК.

И высшая школа, имея такую прекрасную инфраструктуру — 3.5 миллионный парк домашних компьютеров своих студентов, — не готова предложить им сегодня практически ни одной действительно полезной и эффективной МОП. Сейчас на рынке нет МОП ни по техническим, ни по экономическим, ни по гуманитарным, ни по другим дисциплинам. Чуть лучше ситуация со школьными дисциплинами, но все таки неудовлетворительно обстоят дела и там.

С удовлетворением надо отметить, что благодаря активности государственных и правоохранительных структур, за последние 3—4 года проблема пиратства на качественном уровне была решена. Сегодня в Москве практически невозможно встретить пиратские версии российских МОП. Оговоримся, что пиратство, все-таки, еще есть, но оно не распространяется на отечественных разработчиков МОП.

Но осталась главная проблема — сегодня рынок МОП очень слаб. Джевльный рынок — фактически единственный источник подпитки разработчиков МОП — ни по ценам, ни по структурной организации не обеспечивает объективные экономические условия для производства современных, качественных МОП.

Выход из этой провальной ситуации есть. Самое обнадеживающее то, что миллионы социально активных молодых и не очень молодых людей готовы выложить свои личные сбережения за обучающие программы, серьезно решающие их проблемы, связанные с самообразованием.

Будем иметь ввиду, что хорошая МОП больше чем книга — это почти репетитор. За такой продукт каждый владелец ПК будет готов выложить как минимум сумму стоимости аналогичной книги — 180—200—250 рублей. Столько стоит сегодня книги по компьютерной грамотности, по экономическим дисциплинам, по иностранным языкам и т.д. Если вспомнить, что и студенту и школьнику за один учебный год приходится штудировать как минимум 10 дисциплин, можно подсчитать, что на приобретение 10 МОП по розничной цене в 7 долл. (210 рублей) придется потратить 70 долл. за год. Это абсолютно доступная цена для владельца ПК. Остается только найти достойную МОП по интересующей его тематике.

Таким образом, финансовый потенциал рынка составляет не менее 700 млн. долл. Эту огромную сумму можно получить фактически на развитие информатизации образования, причем не из государственного кармана, где и так много проблем. Эта сумма будет поступать ежегодно, и расти, ориентировочно, на 50—70 процентов в год. И есть еще важнейший, социальный фактор — повышение уровня образования за счет его информатизации.

Что делать? Государство должно взять на себя координирующую и направляющую роль. В чем это должно выражаться?

  1. Необходимо пересмотреть приоритеты стратегии информатизации образования.
    При разработке федеральных целевых программ в этой области необходимо учитывать то обстоятельство, что домашний рынок ПК уже в достаточной мере сформирован. Важнее "запустить в работу" эти 10 млн. домашних ПК. Т.е. приоритет — разработка МОП, а не оснащение школ ПК. Хотя не хотелось бы эти тенденции противопоставлять, но дальше и дальше оснащать школы и вузы ПК, не обеспечивая их программами, по меньшей мере, неразумно.
    Представим, что по всем дисциплинам для всех классов с 1-ого по 11-й есть прекрасные МОП. Но, невозможно представить, как можно организовать обучения в компьютерных классах (двух или трех) даже в самой продвинутой и оснащенной компьютерами и интернетом московской школе (в среднем 800 учащихся), у которой минимум 30 классов (по 3 класса на каждом уровне). Как могут одновременно 10 разных классов в одно и то же время посещать один и тот же компьютерный класс? 20—30 учеников не могут эффективно работать за 10 персональными компьютерами — у каждого свой темп освоения, интерактивная МОП постоянно задает вопросы, тестирует знания…
    Надо учитывать реальные возможности оснащения ПК учебных заведений. Даже при самом благополучном прогнозе экономической ситуации в стране, домашний парк в обозримом будущем всегда будет на порядок опережать парк ПК, установленных в школах и вузах. Ни два, ни три, ни даже пять компьютерных класса не в состоянии пропустить через себя все классы по всем дисциплинам.
    Отсюда очевидный вывод — в компьютерных классах можно, в лучшем случае, ознакомить с темой с помощью МОП, а основная часть работы должно пройти на домашнем ПК в режиме самоподготовки. А те, у которых пока нет ПК, могут пользоваться книгой, прилагаемой к МОП, как обычным учебником или пользоваться ПК, установленных в библиотеках или специальных классах. В любом случае это выход, которые не ухудшает условия, в которых находятся те, у кого нет пока собственных ПК, но обеспечивают реальные условия для повышения качества образования тем, у кого ПК уже есть.
  2. Необходимо повысить требования к качеству информатизации образования.
    Реально спрашивать, создав систему критериев, как поставлена работа в школе. В школах и вузах должны идти реальные процессы по информатизации образовании. Недопустимо просто оснащать школы прекрасной техникой, но не иметь под нее соответствующее ПО.
  3. Организовать объективную систему сертификации МОП. Поставить заслон так называемым электронным учебникам, которые, по сути, — книга для чтения с экрана монитора и имеет ограниченные по объему и содержанию мультимедийные обзоры.
    Качественный МОП должен отличаться следующими характеристиками:
    • 100 % мультимедийность — обучение должно быть построено в форме видеолекций: тексты, таблицы, рисунки — только как вспомогательный справочный материал;
    • большой объем учебного материала — насыщенность видео, анимации, компьютерной графики и звука (20—30 часов);
    • высокая интерактивность — контрольные и тестовые возможности;
    • высокая дидактическая эффективность за счет применения педагогических принципов и правил: деятельностное обучение; наглядность; мультимедийность — графическое — для восприятия зрением, звуковое — слухом; контролируемый темп обучения; контроль и статистика успеваемости и т.д. и т.п.
    • возможность проведения виртуальных лабораторных работ;
    • возможность развернутого выходного тестирования знаний, умений и навыков.
  4. Обеспечить разработчиков МОП возможностью своевременно и детально оповещать о своих разработках все заинтересованные структуры — школы, вузы, учебные центры.
  5. Государство должно способствовать получению разработчиками МОП кредитов: стать гарантом при попытке разработчика получит кредит в банке. Проблема в том, что из-за неразвитости рынка, слабого правого обеспечения, отсутствия у разработчиков дорогого производственного оборудования или другого имущества, банки не идут на кредитования разработок МОП. Банки не рассматривают интеллектуальную собственность на МОП или даже товарные запасы, имеющиеся на складах, как обеспечение выданного кредита.
  6. Минобразования и науки могло бы выступить в качестве координатора потенциальных заказчиков: собирать пул нескольких вузов и от их имени размещать заказы у разработчиков МОП. От этого выиграют все — разработчик МОП получит гарантированный заказ, а вузы получат требуемые МОП по цене ниже в несколько раз (по числу вузов в пуле), чем если бы они заказали это для себя.

Возврат к списку