«Пиратский флаг» над Самарой приспущен?

Владимир Серпухов

Для координации усилий по борьбе с пиратством в ноябре 2000 года было создано Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов (НП ППП). Сегодня НП ППП является самым крупным официально зарегистрированным объединением в отрасли производства программных и информационных продуктов и включает 253 члена из более 60-ти регионов России, а также из Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдовы и Эстонии. Партнерство ставит своей целью способствовать формированию цивилизованного рынка программных продуктов на территории России, его развитию и защите интересов поставщиков и производителей лицензионных программных продуктов и информационных услуг.

Владимир Серпухов,
координатор НП ППП
по г. Самаре
и Самарской области

Засилье контрафактной продукции приобрело в России угрожающие масштабы. Отечественные рынки переполнены пиратской аудио- и видеопродукцией. Доходы от ее реализации составляют десятки миллиардов долларов, а, значит, этот бизнес выгоден каждой из задействованных в нем сторон. Последствия же засилья пиратов для страны еще более глобальны — это явление мешает вступлению страны в ВТО, отпугивает инвесторов от вложения капиталов в нашу экономику. Зарубежные правообладатели не торопятся размещать заказы на производство своей интеллектуальной собственности на территории России, мотивируя это вопиющим несоблюдением у нас законов об авторском праве. Пиратство серьезно тормозит развитие отечественного наукоемкого производства. До тех пор, пока почти 90 процентов прибыли от разработок российских программистов уходит в карманы пиратов, о собственных технопарках и "силиконовых долинах" остается лишь мечтать. Учитывая актуальность этой темы, мы решили открыть новую рубрику — "Теневой "интеллект?". Её постоянным ведущим будет Владимир Серпухов, координатор НП ППП по г. Самаре и Самарской области.

Пиратство превратилось в один из теневых секторов российской экономики. "На одних и тех же заводах может производиться как законная, так и незаконная продукция", — отметил в одном из своих выступлений заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский.

В настоящее время по производству подделок Россия занимает третье место в мире после Китая и Украины. 4 мая 2006г. Ассоциация бизнесменов США опубликовала доклад, в котором, в частности, говорится, что в России на полную катушку работают 52 оптических завода по выпуску пиратской продукции, некоторые из которых являются режимными объектами, что, естественно, затрудняет деятельность правоохранительных органов. За год, отмечают авторы доклада, нарушители интеллектуальной собственности производят более 400 млн. дисков, причиняя тем самым ущерб в сотни миллионов долларов.

По статистике Самарская область занимает второе место в России после Москвы по числу уголовных дел против пиратов. Причина не в том, что пиратская активность в Самаре выше, чем в среднем по стране, просто милиция здесь лучше умеет преследовать нарушителей закона. Поскольку Самарская область несет больший урон от их деятельности, борьбе с контрафактной продукцией в нашем регионе уделяется особое внимание. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что Самарская область станет примером того, как надо бороться с нелегальными производителями аудио- и видеопродукции. И основания у главы МВД для подобного высказывания есть. В сентябре прошлого года сотрудники УБЭП ГУВД области и прокуратуры г. Самара изъяли на складах фирмы "Пластпереработка" около 3-х млн. пиратских дисков с компьютерными программами, фильмами и аудиопродукцией. Об этом официально объявила пресс-служба департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. Согласно пресс-релизу ДЭБ МВД, ущерб, понесенный правообладателями от продажи этих дисков, превысил бы 1 млрд. руб. По итогам обысков прокуратура Самары возбудила уголовное дело по ст. 146 УК ("Нарушение авторских и смежных прав") и ст. 171 УК ("Незаконное предпринимательство"). Владельцы партии конфискованных дисков успешно продавали пиратскую продукцию в Москву, Санкт-Петербург, Обнинск, Тверь, Архангельск, Калининград, Тулу, Владимир, Моршанск, а также в города СНГ — Актюбинск, Душанбе, Алма-Ату, Караганду, Уральск и Ташкент.

Расследование началось с того, что оперативники вышли на сеть кустарного производства и реализации пиратских CD, принадлежавшую фирме "Самара Компьютер Сервис" и затем распутали всю цепочку сбыта контрафакта. Она привела на склад фирмы "Пластпереработка", где обнаружились диски с контрафактной продукцией. По словам заместителя директора некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП) Анны Лавриновой, самарские пираты нарушили права 21 софтверной компании. По оценкам профильных специалистов, изъятая партия является крупной даже для столицы, а для Самарского региона означает, что львиная доля рынка является контрафактной.

"Столь массовые положительные шаги по борьбе с пиратством позволяют надеяться, что вскоре увеличится количество легальных заказов на выпуск дисков", — полагает директор Некоммерческого партнерства производителей оптических носителей "Диск-альянс" Петр Поройков.

О том, каким образом противодействовать производству контрафактной продукции, существует несколько мнений.

Заместитель генерального прокурора РФ Сергей Фридинский полагает, что в борьбе с контрафактом помимо существующих нужно использовать и другие, еще не закрепленные законодательством нормы: увеличить штрафные санкции в отношении нарушителей, увеличить срок давности за такие преступления, ужесточить уголовное законодательство, а также внести поправки в законы "Об авторских и смежных правах" и "О лицензировании отдельных видов деятельности".

"В первую очередь следует ликвидировать массовые торговые точки продажи контрафактной продукции, особенно в крупных городах, а не закрывать предприятия. Ведь если негде будет продавать пиратскую продукцию, то заводам невыгодно будет заниматься ее производством", — говорит председатель совета директоров концерна "Союз" Александр Менн.

Генеральный директор компании Game Factory Interactive Вячеслав Плотников, напротив, убежден, что силовым структурам для начала следует разобраться с производителями программного обеспечения и аудио- и видеопродукции. "На Украине, которая несколько лет назад активно экспортировала пиратскую продукцию в Россию и страны СНГ, были закрыты предприятия по производству компакт-дисков. После этого украинские пираты мигрировали в Россию, развернув деятельность на оборонных заводах. Поэтому никакие проверки этих заводов не предотвратят распространение контрафактной продукции", — убежден Плотников.

По мнению юридического представителя компаний "1С" и "Аскон" по Самарской области, Александра Сударева "Правовая база для пресечения преступлений, связанных с использованием объектов авторского права — есть. Силовые структуры Самарской области обладают значительным и зачастую уникальным опытом в этой сфере. Но по одиночке правообладателям победить "пиратов", как явление вряд ли удастся. Основная проблема в борьбе с контрафактом заключается в отсутствии в Самаре единого центра, представляющего интересы большинства правообладателей программного обеспечения, а также аудио — видео продукции, как правило, располагающихся в Москве и Санкт-Петербурге или за рубежом."

Как считает юридический представитель корпорации "Майкрософт" по Самарской области Сергей Барчугин, "Наша основная цель не столько в наказании нарушителей, а в предотвращении такого рода преступлений, в том числе путем информирования широких слоев общественности. Как говорили древние "Кто предупрежден, тот вооружен". Очень рад открытию столь полезной рубрики в журнале "Русский брэнд"".

Позиция представителя фирмы "Гарант" по Самарской области Натальи Макухиной, выглядит так: "В настоящее время, в отличие от других регионов кроме того что, в нашей области контрафактная продукция, получила колоссальное распространение её розничная цена очень низка. К примеру, в Саратовской области контрафактная система "Гарант" стоит порядка 1,5—2 тыс. рублей, у нас же она продается за 500—900. Основная масса потенциальных пользователей на территории Самарской области не понимает, что за программное обеспечение и информационные услуги, в том числе и справочно-правовые системы нужно платить. Ведь для их качественного производства авторы вкладывают огромные материальные, интеллектуальные и людские ресурсы."

Представитель компании "Консультант Плюс" по Самарской области Александр Труханович, утверждает что: "Пользователи программных продуктов, зачастую, не понимают отличий, не знают преимуществ использования легальных продуктов, не задумываются о том, что, используя контрафакт, совершают преступление. Поэтому у них, зачастую отсутствует чувство вины и ощущение о неотвратимости наказания. Основная проблема в психологии нашего общества, которое не приучено с уважением относиться к интеллектуальной собственности, зачастую не только к чужой, но и даже к своей."

В общем и целом для России борьба с контрафактом — это не только вопрос вступления в международные экономические организации, это вопрос национальной безопасности.

Старший следователь
прокуратуры г. Самара
Филипп Одегов

Комментарий юриста: Старший следователь прокуратуры г.Самара Филипп Одегов: "В настоящее время все более активно применяются на практике "Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993г, с изменениями и дополнениями от 19 июля 1995года, от 20 июля 2004года." Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных от 23 сентября 1992года, с изменениями от 24 декабря 2002года, 02 ноября 2004года."

Уголовным кодексом РФ от 1996года предусмотрена статья 146. КоАП РФ предусмотрена статья 7.12. Обе статьи предполагают нешуточную ответственность за их нарушение.

В судах РФ и Самарской области имеется значительная практика рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских прав. В подавляющем большинстве судебная практика подтверждает принцип "неотвратимости наказания". Как правило, рассмотрение дел, связанных с нарушением авторских прав, в суде заканчивается обвинительным приговором с назначением срока лишения свободы от полугода до двух лет. А также выплатой нарушителем компенсации ущерба, в порядке гражданского судопроизводства, в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. Помимо компенсации материального и морального ущерба правообладателю, на нарушителя может быть возложен штраф в пользу государства до 300 тысяч рублей."

Возврат к списку