Международное законодательство

Некоторые аспекты международного законодательства по охране интеллектуальной собственности

Важность интеллектуальной собственности для мировой торговли иллюстрируется включением специального Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (так называемое "Соглашение TRIPS") в повестку дня уругвайского этапа переговоров по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (GATT) 1986—1994 гг., что привело к созданию Всемирной торговой организации (ВТО).

Соглашение TRIPS — практически первая в истории международная договоренность в области интеллектуальной собственности, детально затрагивающая как проблемы ее защиты, так и реализации прав на нее. Это Соглашение направлено на устранение препятствий к международной торговле, на эффективную и достаточную защиту прав интеллектуальной собственности и на обеспечение, того, чтобы мероприятия, применяемые для осуществления этих прав, не стали сами по себе препятствиями к ведению законной торговой деятельности.

Так, в отношении авторского права Соглашение приравнивает вычислительные программы к литературным произведениям, а это означает, что вычислительные программы должны защищаться так же, как и литературные произведения в рамках Бернской Конвенции. Кроме того, Соглашение обеспечивает общий курс защиты баз данных (приравнивает базы данных к адаптации произведения).

Российская Федерация пока к соглашению TRIPS, к сожалению, не присоединилась.

Как один из примеров защиты интеллектуальной собственности за рубежом, можно рассмотреть выдержки из законодательства США по этому вопросу. Законодательство США об авторском праве предусматривает различные средства судебной защиты при подаче гражданских исков о нарушении авторского права. Эти средства включают судебный запрет, конфискацию и уничтожение контрафактных изделий, возмещение фактических убытков вместе с прибылью нарушителя, компенсацию, предусмотренную законом, и возмещение гонорара адвоката. Самый распространенный способ защиты в гражданских делах — возмещение фактических убытков вместе с прибылью нарушителя, предусмотренное разделом 504 "Закона об авторском праве". Закон разрешает возместить истцу фактически понесенные им в результате нарушения убытки плюс прибыль нарушителя, если таковая имеет место, полученную им в результате нарушения и не учтенную при расчете фактических убытков.

Возмещение фактических убытков производится с целью компенсации владельцу авторского права ущерба, причиненного ему в результате нарушения. Размер фактических убытков определяется тем, в какой степени нарушение уменьшило (а возможно, и полностью ликвидировало) рыночную ценность работы, защищенной авторским правом.

В порядке альтернативы возмещению фактических убытков вместе с прибылью нарушителя истец может предпочесть получить компенсацию, установленную законом. Такое решение истец может принять в любой момент времени в процессе рассмотрения дела, пока суд еще не принял свое окончательное решение.

Существует общее правило о том, что если истец решает получить компенсацию, установленную законом, суд должен присудить такую компенсацию в размере от 500 до 20 000 долл. В этих пределах судья может назначить сумму компенсации по своему усмотрению. Компенсация, установленная законом, назначается за все нарушения, касающиеся одной определенной работы. Если нарушены авторские права в отношении нескольких отдельных работ, таких как, например, отдельные музыкальные произведения или отдельные телевизионные программы, истец может получить компенсацию за каждую отдельную работу.

В случаях непреднамеренного нарушения авторского права суд может уменьшить сумму компенсации, установленной законом, до 200 долл. за работу. В случаях намеренного нарушения суд может увеличить сумму компенсации до 100 000 долларов за работу. Чтобы нарушение было признано намеренным, оно должно быть произведено сознательно или с безответственным пренебрежением к правам обладателя авторского права.

Некоторые действия при нарушении авторского права могут составлять уголовное преступление. Каждый, кто нарушает авторское право намеренно и для получения коммерческой выгоды или личного обогащения, подлежит наказанию за фелонию или мисдиминор.

Справочно: преступления по общему праву делятся на фелонии (felonies) и мисдиминоры (misdemeanors). Фелонии — наиболее серьезные преступления, карающиеся тюремным заключением или крупным штрафом. Мисдиминоры — менее тяжкие преступления, для них предусмотрены менее короткие сроки заключения и меньшие штрафы.

Раздел 2319 титула 18 (Уголовный кодекс) гласит, что несанкционированное репродуцирование или открытое распространение работ любого типа, защищенных авторским правом, может квалифицироваться как фелония, если данные действия являются намеренными (то есть, совершены со знанием того, что они запрещены законом), если они совершены с целью получения коммерческой выгоды или личного обогащения и если в течение 180 дней репродуцированы или распространены как минимум десять экземпляров работы розничной стоимостью более 2500 долл. За такие действия назначается наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. За второе или последующее нарушение может быть назначено лишение свободы на срок до десяти лет. Если в течение указанного периода времени не было изготовлено указанное количество экземпляров либо репродуцирование или распространение работы не имели места, то действия нарушителя могут быть квалифицированы как мисдиминор (менее тяжкое преступление).

Защита авторского права в цифровом тысячелетии

В ответ на то обстоятельство, что воспроизведение объектов авторских прав в цифровой среде чрезвычайно облегчено и практически беззатратно, сначала программисты, а затем и создатели традиционных объектов авторского права (научных, литературных, изобразительных) стали прибегать к специальным техническим и программным средствам, препятствующим или, по крайней мере, затрудняющим создание и/или использование контрафактных экземпляров.

Необходимость законодательного урегулирования этой проблемы была признана еще в самом начале девяностых. Уже в Директиве Совета ЕЭС 91/250/ЕЭС 1991 года о правовой охране компьютерных программ говорится о "специальных мерах охраны" сводящихся помимо прочего к запрету любых действий "по передаче в распространение либо владение в коммерческих целях любыми средствами, единственное предназначение которых заключается в том, чтобы облегчить неразрешенное устранение или воспрепятствование действию любого технического приспособления, которое могло быть использовано для защиты компьютерной программы". Появление этой нормы было вызвано тем, что разработка, распространение и использование некоторых разновидностей таких "технических приспособлений" не носило признаков ни одного из составов правонарушений, предусмотренных в действующем законодательстве.

Новым шагом, направленным на защиту авторских прав в цифровой среде, стал Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года. Подписавшие его стороны взяли на себя обязательства бороться с обходом "существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав" (статья 11). Кроме того, в Договоре подчеркнута готовность принимать эффективные правовые меры против посягательств на "информацию об управлении правами", а именно:

a) против любых действий по изменению или удалению электронной информации, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя прав, а также

b) против распространения экземпляров произведений, в которых такая информация была несанкционированно модифицирована или из которых она была удалена (статья 12).

Россия пока не ратифицировала этот Договор, между тем в ряде стран процесс имплементации положений Договора ВОИС в национальное законодательство идет полным ходом. Одним из примеров может служить Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" в редакции от 11.07.2001г.

Наверх